Цель

Цель (нем. Ziel) — идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс; «доведение возможности до её полного завершения»; осознанный образ предвосхищаемого результата.

Возникновение цели

Процесс возникновение цели называют — постановкой цели. Существуют два основных вида постановки цели: прямая и опосредованная.

Прямая постановка цели — сначала ставится цель, затем определяются способы её достижения.
Опосредованная постановка цели — в ходе неких действий, формулируется цель этих действий.
Конечная и промежуточная цель
Если процесс, воздействующий на некоторый объект, прекращается при достижении цели, то цель называют конечной. Если нет, то промежуточной.

В случае прямой постановки конечной цели на пути к её достижению могут выделять несколько промежуточных целей. В случае опосредованной постановки конечной цели промежуточные цели выделяют лишь изредка.

На практике обычно промежуточные цели выделяют для длительных процессов, либо же процессов, очень сильно воздействующих на качественные характеристики их объектов.

В технике

Цель в технике предусматривает положительную динамику, изменение текущего состояния чего-либо в сторону улучшения, удовлетворения определённых потребностей или требований. Измеримость цели предполагает, что по описанию цели можно легко определить, насколько её достижение улучшит текущее состояние (с <состояние> до <состояние>).

Цель — отвечает на вопрос «Чего нужно достигнуть?», а задача — на вопрос «Какими действиями этого можно достигнуть?». Цель в технике часто ошибочно отождествляют с задачей. Например, «цель — строительство нового многоэтажного жилого дома». На самом деле, «строительство многоэтажного жилого дома» — задача, цель же — «повышение благосостояния отдельной категории граждан». Пример — цели и задачи создания автоматизированной системы учёта:

целями создания автоматизированной системы учёта являются:
повышение точности учёта… [с <было> по <стало>];
снижение затрат, связанных с…;
повышение эффективности… + расшифровка, в чём заключается эффективность;
задачи создания автоматизированной системы учёта:
замена устаревших приборов учёта на приборы, отвечающие современным требованиям;
автоматизация процесса измерения учитываемых физических величин;
автоматизация процесса консолидации данных об измеренных величинах.
Множество целей управления, которое должно реализовываться системой управления, определяется как внешними, так и внутренними факторами и, в частности, потребностями субъекта А. Различают три вида целей:

стабилизация — заключается в требовании поддерживать выходы объектов на заданном уровне;
ограничение — требует нахождения в заданных границах целевых переменных;
экстремальная цель — сводится к поддержанию в экстремальном состоянии целевых переменных.

В менеджменте

Противоречие, заключённое в понятии цель — необходимость быть побуждением к действию, «опережающим отражением», или «опережающей идеей», и одновременно — материальным воплощением этой идеи, то есть быть достижимой, проявлялось с момента возникновения этого понятия.

В управлении системами необходимо учитывать противоречие между целями объекта и субъекта управления: с одной стороны — идеальное устремление объекта, отражающее направленность процесса самоорганизации, с другой стороны — цель субъекта управления (наблюдателя), которая должна быть конкретна и достижима, по ней оценивается результативность воздействия. Чем больше соответствуют цель субъекта и цель объекта управления, тем эффективнее управление. Например, для организации поездки загородного отдыха трудового коллектива его руководителю нужно прикладывать на порядок меньше усилий, чем для организации субботника. Противоречие целей субъекта и объекта управления (ситуация когда при достижении цели объектом управления невозможно достичь цель субъекта управления) усложняет или делает управление невозможным. В макроэкономике, например, несоответствие индивидуальных целей участников рынка и целей общества приводит к так называемым фиаско рынка: рыночные механизмы самоорганизации не работают или работают плохо в регулировании монополий, создании продуктов общего пользования, эксплуатации природных ресурсов и др. Выявление и разрешение противоречий целей объекта и субъекта управления обеспечивает развитие системы, максимизацию эффекта от применения механизмов самоорганизации, минимизацию расходов при решении управленческой задачи, минимизацию аппарата управления.

В концепции «управления по целям» (англ. management by objective ) (также «управление по результатам») для достижения эффективности при постановке цель (или точнее — планируемый результат) проверяется по критериям акронима SMART:

Specific — конкретная, определённая. Цель «немедленно нажимать кнопку» не является чёткой, альтернативой будет «нажимать на кнопку в течение 1 секунды».
Measurable — измеримая. Цель должна подразумевать количественную измеримость результата.
Achievable — достижимая. Цель должна быть выполнимой для конкретного исполнителя.
Relevant — соответствующая контексту. Достижение цели должно быть обеспечено ресурсами.
Timed/Time-bounded — привязанная к точке/интервалу времени. Нет привязки — нет цели (есть мечты).

Российские авторы дополняют SMART-принцип свойством «связности» цели. «Если вы разрабатываете дерево целей для различных направлений деятельности компании, цели необходимо связать друг с другом. Для целей верхнего уровня вы должны ответить на вопрос „А за счёт чего её можно решить?“ и найти цель нижнего уровня — таким образом вы способствуете комплексному видению целей компании».

A и R имеют другие варианты расшифровки, соответствуя возможностям исполнителя и обеспеченности ресурсами:

A: Agreed, Attainable, Assignable, Appropriate (соответствующий), Actionable
R: Realistic (реальная), Results, Results-focused/Results-oriented (сосредоточенный/направленный на результат), Resourced.

Бюро

"Мода имеет большее значение: она делает жизнь лучше. Как и всем, что доставляет удовольствие, ею стоит заниматься всерьез". Вивьен Вествуд