И если комбайнер не может сказать «что-то сегодня не пашется», то и мне стыдновато говорить «что-то сегодня не пишется»

Иван Петухов — автор сценариев рекламы и кино, режиссер — о своей работе

Как выглядит ваш рабочий день? Как вы находите новые идеи для рекламных роликов и киносценариев?

«Вспышки озарения», «творческий поток», истории, которые пишут сами себя, — всего этого в моей работе нет. Это такой же труд, как и любой другой. И если комбайнер не может сказать «что-то сегодня не пашется», то и мне стыдновато говорить «что-то сегодня не пишется». Каждый день я просто составляю список дел по всем своим проектам, а потом иду по этому списку так далеко, как получится. Ищу в сети истории на тему, вспоминаю сюжеты из своей жизни, книги, статьи, фильмы — где-то в процессе появляются идеи… Но у комбайнера есть преимущество: он вспахивает одно поле в один отрезок времени. Думаю, многие рекламщики и кинематографисты об этом мечтают, но так не бывает — всегда работаешь над десятком проектов одновременно. Для кого-то это тяжело, а мне нравится переключаться.

Сколько нужно времени, чтобы придумать идею?

Самые лучшие идеи приходят быстро, их не обязательно вынашивать месяцами. Идеальное решение задачи может прийти еще во время брифинга, а сценарий — сложиться за один вечер (а уже после — расписываться неделями). Недавно мы с друзьями решили придумать хоррор-альманах. После встречи я шел домой, и мне казалось, что все вокруг может лечь в основу короткометражного ужастика: уборочная машина, которая медленно едет за мной и все равно догоняет, подъезд, съемная квартира… В итоге к вечеру у меня было 13 историй.

На съемочной площадке тоже приходится постоянно генерировать новые идеи и перестраиваться — часто только на съемках мы понимаем, что какие-то фразы не живут в кадре, а какие-то сцены не работают. Быстро придумываем, чем их заменить, и часто итог получается намного лучше, чем в изначальном сценарии. К примеру, шутка из второго эпизода «Алисы» о стендапере «достраивалась» чуть ли не с каждым новым дублем.

Вам часто приходится презентовать людям свои идеи, расскажите, как вы это делаете?

Важно подавать свои идеи и сюжеты так, чтобы любой человек со стороны мог открыть документ и не только понять, о чем речь, но и «увидеть» будущий ролик или фильм. Поэтому я стараюсь упаковывать любой концепт в одну страницу текста, на которой собрано все: логлайн, синопсис, жанр, описание героев. Это хорошее начало, за которым может последовать короткая встреча, переписка в чате и обмен референсами.

Иван Петухов — автор сценариев рекламы и кино, режиссер, креативный продюсер. Начинал карьеру в роли копирайтера в рекламном агентстве. В 2013 году, выиграв международный конкурс сценариев Jameson First Shot, снял короткометражный фильм «Подарок» с Умой Турман в главной роли и Кевином Спейси в качестве продюсера.

Бюро

"Мода имеет большее значение: она делает жизнь лучше. Как и всем, что доставляет удовольствие, ею стоит заниматься всерьез". Вивьен Вествуд