Синхронистичность: все совпадения не случайны

Карл Густав Юнг после долгих лет наблюдения и перепроверки представил на с
уд научной общественности  необычный, противоречивый, но между тем странно знакомый большинству людей феномен – синхронистичность.

Случайность — это математическое (смысловое) понятие, так что события, не связанные физически, могут одновременно быть неслучайными по теории вероятностей. Именно обнаружение и анализ таких «странных» событий является предметом работы Юнга. По сути речь идёт об открытии смыслового взаимодействия, дополняющего известные физические взаимодействия.

Синхронистичность (синхрония, синхронизм – нюансы перевода) – это акаузальный (т.е. беспричинный  связующий принцип, в соответствии с которым во внешнем мире происходят цепочки событий, вероятность появления которых по отдельности еще допустима, но в совокупности астрономически мала. Теория синхронистичности пользовалась поддержкой ведущих физиков того времени, таких как Вольфганг Паули, с которым у  Юнга совместная работа на тему синхронии, и Альберт Эйнштейн, который в представлении, надеюсь, не нуждается.
Проще всего синхронистичность объяснить на примере. Вот пример, который приводит Станислав Гроф из жизни своего друга и учителя:

<…>Джо и его жена Джин Эрдман жили в нью-йорк­ском районе Гринидж-Виллидж. Их комнаты находились на че­тырнадцатом этаже высотного дома на углу Уэйверли-Плейс и Шестой авеню. В кабинете Джо было две пары окон, <…>Из одних открывался прелестный вид на реку, и в хорошую по­году эти окна были всегда открыты. Вид из другой пары окон не представлял собой ничего интересного, и Кемпбеллы их почти не открывали. По словам Джо, они вряд ли открывали их чаще, чем два или три раза за все сорок с чем-то лет, которые прожили в этом доме.

Однажды, в самом начале 1980-х, Джо работал в кабинете над своим главным трудом «Пути животных энергий», всемирной энциклопедией мифологии шаманизма. В то время он писал гла­ву, посвященную мифологии африканских бушменов — племе­ни, живущего в пустыне Калахари. Одним из наиболее важных божеств бушменского пантеона является Богомол, сочетающий в себе черты Обманщика и Бога-создателя. <…>Огромное впечатление произвела на него история, рассказанная Лоренсом ван дер Постом о сво­ей няне Кларе, наполовину бушменке, которая заботилась о нем с самого рождения. Ван дер Пост необыкновенно ярко помнил те моменты своего детства, когда Клара беседовала с Молящим­ся Богомолом: когда она говорила с представителями этого вида и задавала конкретные вопросы, насекомые, похоже, должным образом отвечали ей движениями тела и ног.

В какой-то момент Джо внезапно почувствовал непреодо­лимое и абсолютно иррациональное желание встать и открыть одно из окон, выходящих на Шестую авеню — тех самых окон, вид из которых был так скучен и которые все время оставались закрытыми. Как только Джо открыл окно, он немедленно по­смотрел вправо, не понимая, почему он это делает. Думаю, что богомол — это не то, что вы ожидаете встретить на Манхэттене, однако же он был там — довольно крупный экземпляр, медлен­но ползущий вверх по стене на четырнадцатом этаже многоэтаж­ного здания в деловой части Манхэттена. По словам Джо, бого­мол повернул голову и посмотрел на него многозначительным взглядом. Хотя эта встреча длилась всего несколько секунд, она явно была сверхъестественной и произвела на Джо глубокое впе­чатление. Он утверждал, что всего за несколько минут до этого прочитал в истории Ван дер Поста буквально следующее: «В лице богомолов есть что-то странно человеческое: их заостренный подбородок, высокие скулы и желтая кожа делают их похожими на лица самих бушменов».

Появление богомола на четырнадцатом этаже многоэтажного дома в самом центре Манхэттена и само по себе очень необыч­ная случайность, но если учитывать время, когда он появился, совпадающее с погружением Джо в мифологию бушменов пус­тыни Калахари, и неожиданное побуждение открыть окно и по­смотреть в конкретную сторону, статистическая невероятность подобной последовательности событий становится воистину ас­трономической.

За годы наблюдений К.Г.Юнг и его последователи собрали тысячи ярких примеров проявления синхронии. Возможно, в жизни каждого из нас встречались цепочки событий, которые трудно объяснить простой случайностью и которые выходят за рамки нашего понимания, а на обыденном уровне вызывают лишь чувство удивления, смешанное с ощущением вмешательства каких-то высших сил.

Как мы видим так же из этого примера, согласно феномену синхронистичности, события внешнего мира напрямую связаны с внутренним состоянием индивида. Внутреннее состояние определяет то, что нас окружает. Это согласуется с принципами древних учений о подобии микрокосма и макрокосма, а так же с знаменитыми формулировками «что в верху, то и внизу», «что снаружи, то и внутри». Синхронистичность – одно из проявлений, маячок этой взаимосвязи.

Как почувствовать связь

Владимир Алексеевич Поликарпов, основываясь на работах Юнга и Дюльферта, предположил возможность синхронизации не только с человеком или животным, но и с неживыми предметами. Он утверждает, что методом подстройки дыхания можно остановить механические часы, а так же влиять на электронные приборы. Делается это следующим образом:

Для эксперимента подойдут часы с маятником. Сев напротив, некоторое время нужно созерцать эти часы. Затем вообразить копию этих часов у себя в голове, чтобы этот образ двигался, тикал синхронно с оригиналом. Спустя некоторое время необходимо начать дышать в такт тиканию. Тик – вдох, так – выдох. Таким образом осуществляется подстройка под часы. И в определенный момент, когда вы будете точно уверены, что подстройка осуществлена на сто процентов, вы можете дать команду часам в вашей голове остановится. И в этот момент остановятся часы перед вами. 

Альберт Вейник, член-корреспондент Академии Наук БССР, экспериментировал с так называемым кварцевым микрорезонатором – прибором, имеющим собственную «стандартную» частоту колебаний, например, 50 миллионов колебаний в секунду, соединенным с частотометром и самописцем. Если человек приближался к этому прибору, садился, успокаивался, то частотометр вдруг показывал резкое падение частоты колебаний. Если же наоборот, человек приходил возбужденный, то через некоторое время цифры росли.

Все это лишь частные примеры, иллюстрации  влияния психики на внешний мир, список которых при желании можно продолжать еще долго. Так же и внешний, окружающий мир может влиять на психику.

Суммативность

Понимание синхронии требует принципиально другого восприятия причинно-следственных связей. Слегка изменив пример С. Грофа, в своей книге доказывающего состоятельность транзитной астрологии, можно можно иллюстрировать эту связь следующим образом:

Вы смотрите на часы – предположим, они показывают 19.00. И вы знаете, что в 19.00 начинается передача новостей по первому каналу, в 19.00 открывается бар неподалеку, в 19.00 начинается сеанс в кинотеатре и так далее. Все эти события не связаны причинно-следственными связями с тем фактом что вы посмотрели на часы. Но все же какая –то связь существует. Так и звездное небо, согласно С. Грофу и транзитной астрологии, в момент вашего рождения имеющее определенную конфигурацию и соотношение небесных тел, имеет подобную связь с вашей жизнью и таким образом ее определяет.

Калейдоскоп – еще один пример суммативности во времени (когда последующее не проистекает из предыдущего). Изменение одного из секторов неминуемо вызывает изменения во всех остальных, все фрагменты зависят друг от друга, но последующая картинка никак не проистекает из предыдущей. Изменение кучки стекляшек ведет к изменению всей целостной симметричной картины из-за отражения этого изменения зеркальными поверхностями. 

Таким образом, как и то, что психика человека влияет на окружение, справедливо и утверждение обратное, а именно: окружение влияет на психику сходным образом.

Для того что бы замечать синхронистичность, требуется определенный уровень осознанности, удержания внимания на возможности подобного рода явлениях. Кроме осознанности, фактором, делающим проявления синхронии гораздо более частыми, является пребывание в некоторых измененных состояниях сознания, таких как трансы, медитации, молитвы, состояния после приема психоделических веществ и другие. Духовный рост и вообще приближение духовных измерений в жизнь человека так же знаменуется синхронистичностью. Но, как предупреждает Гроф, синхронистичность не обязательно свидетельствует о каком-либо божественном провидении и одобрении, и будет ошибкой полагаться на ее наличие как на ориентир и знак в жизни. Но, на мой взгляд, можно использовать синхронию как индикатор изменений психики, и, возможно, развития, конечно же, если ваш путь лежит в ту сторону.

Список использованных источников

  1. Юнг, К.Г. Синхрония: акаузальный связующий принцип
  2. Гроф, С. Когда невозможное возможно
  3. Википедия: раппорт
  4. Коновалов, В.Ф. Желаемое или действительное?
  5. Гроф, С. Психология будущего
Бюро

"Мода имеет большее значение: она делает жизнь лучше. Как и всем, что доставляет удовольствие, ею стоит заниматься всерьез". Вивьен Вествуд

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *